Эффективная подготовка к экзаменам!

Эффективная подготовка к экзаменам? - ДОСТУПНО КАЖДОМУ!

Причины предэкзаменационного волнения разнообразны - страх  завалить экзамен, сдать его недостаточно хорошо или хуже других. Более всего страшит неопределённость. Многое может пойти не по плану: непривычная аудитория, сжатые сроки подготовки, отвлекающие внешние факторы, ухудшение здоровья (от головной боли до расстройства стула), неожиданный звонок с неприятным известием. Не дает покоя и просто понимание того, что на кону стоит будущее: от балла на ОГЭ или ЕГЭ зависят шансы поступить на желаемое направление…Такие проблемы перед экзаменом слету  не решить, потому придется просто учитывать это и готовиться так же, как остальные. При этом нужно постараться понять, что ошибаться нормально, а быть лучшим во всем невозможно. И жизнь после экзамена не заканчивается: важен не результат в баллах, а то, что осталось в голове, и то, что человек на самом деле умеет. Жизнь будет продолжаться независимо от результата экзамена.

В любом случае экзамен – это стресс, даже если сдающий уверен в своих знаниях, стресс не только для самого обучающегося, но и для его семьи.

В декабре начинаются «пробники»  - и вместе с ними поднимается волна переживаний, проявляются сильные и слабые стороны подготовки, складываться эмоциональный и практический опыт, который может сказаться на сдаче основного экзамена. Этим моментом очень важно воспользоваться, чтобы не только проверить свою готовность к экзаменационным испытаниям, но и еще пересмотреть свою систему подготовки  и, по возможности, ее оптимизировать.

Итак, первое и самое важное – внутренние установки. Что для Вас экзамен? 

В момент стресса (в нашем случае при подготовке и сдаче экзамена) вырабатываются гормоны кортизол и адреналин. Психика чувствует тревогу, угрозу, опасность и реагирует на нее готовностью действовать, интеллектуальным напряжением. С одной стороны – это хорошо, улучается память и внимание, физическая выносливость и скорость реакции. С другой стороны – длительное нахождение в этом состоянии чревато «выгоранием», потерей физиологического и интеллектуального ресурса, может привести к эмоциональному срыву. Значит напряжение нужно регулировать:

- систематически выполнять физические упражнения, можно дыхательные упражнения для саморегуляции, высыпаться, беречь себя от посторонних эмоциональных перегрузок, хорошо и систематически питаться;

- подготовку к экзамену осуществлять систематически, планомерно, организованно – это снижает уровень напряжения, превращая экзамен в рутину. А вот облегченное «на авось» отношение не продуктивно, так же как и постоянное откладывание активной подготовки «на потом».  Лучшее средство от мандража – хорошая подготовка, которая вселяет уверенность в себе.

Второе, не менее важное. Как именно организовать подготовку к экзамену? Вот что советуют психологи (по материалам интернет сайтов для абитуриентов):

Как готовиться к экзамену в домашних условиях:

  • Сбросьте физическое напряжение: попрыгайте, отожмитесь, пробегитесь.
  • Расслабьтесь привычным для вас способом: прослушивание музыки, глубокое дыхание, другие методы саморегуляции. Вы должны быть сосредоточены, но расслаблены.
  • Постарайтесь спать на час дольше, чем обычно.
  • Пейте много жидкости (вода, чай). При активной работе мозга быстро наступает обезвоживание, а оно тормозит деятельность, ухудшает когнитивные способности.
  • Избегайте монотонной и однообразной работы. Мозговая активность любит движение, жестикуляцию, ходьбу, манипуляции с мелкими предметами. Попробуйте любой материал читать красочно, эмоционально.
  • Если чувствуете потерю контроля и самообладания, усталость, то смените локацию. Даже простое перемещение по комнате поможет.

Подготовьте рабочее место, сделайте его удобным, функциональным и комфортным. Уберите со стола все лишнее, отключите мобильный телефон, включите ненавязчивую музыку или наоборот создайте полную тишину. Регулярно проветривайте помещение, чтобы в мозг поступал свежий кислород. Добавьте в окружающие тона желтые и фиолетовые оттенки – они улучшают интеллектуальную активность.

Регулируйте работу мозга с помощью продуктов:

  • Морковь, ананас и авокадо улучшают память.
  • Креветки, лук и орехи повышают концентрацию внимания.
  • Инжир и тмин активируют творческое мышление.
  • Черника, в том числе варенье из нее и лимон улучшает кровообращение в мозгу.
  • Капуста снижает нервозность.
  • Паприка, клубника и бананы превращают негативные эмоции в позитивные, способствуют выработке «гормонов счастья».

Особое внимание нужно уделить заучиванию материала:

  • Чередуйте интеллектуальную активность и физическую. При продолжительной интеллектуальной работе внимание притупляется, концентрация слабеет. Выучить материал порционно за несколько дней проще, чем за один день или ночь. Оптимальный режим: 15 минут отдыха или занятия любимым делом после 50 минут обучения.
  • Для перевода информации из кратковременной памяти в долговременную память нужно повторять материал в течение первых 20 минут после прочтения, спустя 8 часов и еще раз спустя сутки, потом еще через день и так до экзамена.
  • Положительно отражается повторение материала сразу после пробуждения и за несколько минут перед засыпанием.
  • Если в течение 2-3 минут не можете вспомнить материал, загляните в тетрадь. Но не раньше! Старайтесь говорить своими словами, анализируйте места, где запинаетесь, ошибаетесь, затрудняетесь с ответом. Акцентируйте внимание на пробелах, а не на постоянном повторении того, что знаете.
  • Используйте метод ассоциаций с учетом преобладающего восприятия. Вы аудиал? Проговаривайте, зачитывайте информацию. Для визуалов подойдет зарисовка, в том числе абстрактное представление того, о чем говорится в учебнике.
  • Не тратьте время на зазубривание. Лучше постарайтесь понять материал, расписать, превратить в таблицы, схемы, рисунки, практические ситуации из жизни. Осознанная информация запоминается лучше и легче.
  • Распределяйте материал по блокам. Вознаграждайте себя после прохождения очередного этапа.

Успех запоминания зависит не только от особенностей восприятия человека, но и от особенностей материала. Так, большие числа или формулы проще запоминаются с помощью группировки, а теоремы – с помощью ассоциаций («Пифагоровы штаны во все стороны равны». Это и есть пример ассоциативной связи содержания теоремы и знакомого предмета).

Для воспроизведения алгоритма, инструкции или хронологии событий используйте ключевые слова-ассоциации. Составьте такие цепочки, в которых каждое звено невольно будет напоминать о следующем элементе. Тогда рассказ сложится легко.

И блок советов родителям будущих выпускников:

  • Окажите ребенку эмоциональную поддержку и конструктивную помощь, помогите организовать подготовку грамотно и постепенно, не спрашивайте: «Ты учил сегодня?», а спросите: «Что выучил? Что было трудно?» Попросите что-то рассказать из экзаменационного материала. Не факт, что Ваш уже большой, но еще не опытный отпрыск все спланирует сам и сможет систематически трудиться без Вашего мягкого контроля.
  • Поддерживайте связь с учителем, участвуйте в планировании подготовки.
  • Стремитесь помогать, поддержать, наблюдать за процессом подготовки, его качественным результатом. Ребенок должен буквально чувствовать, что его экзамены важны для всей семьи, но не предъявляйте завышенных требований и ультиматумов, это только усугубить напряжение и снизит эффективность подготовки.

 

Уважаемые родители и ребята, мы желаем Вам удачи в подготовке к экзаменационным испытаниям, следите за нашими публикациями. Следующая тема: «Как правильно вести себя на экзамене».

Education - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.