Профилактика деструктивных явлений в жизни ребенка

К сожалению, рисков, которым подвергаются дети и вариантов формирования деструктивных явлений в жизни наших детей достаточно много. Мы предлагаем более подробно остановиться на некоторых из них, на сегодняшний день наиболее актуальных и распространённых.

Девиантное поведение - это  поведение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям. Наиболее распространенные формы девиантного поведения:  

•    зависимость от ПАВ;

•    ранние сексуальные связи;

•    сетеголизм (зависимость от Интернета) и кибераддикция (зависимость от компьютерных игр).

В этой статье мы более подробно мы остановимся на такой форме девиантного поведения, как зависимость от ПАВ.

Что такое ПАВ? Психоактивное вещество –  любое вещество, которое при введении в организм человека  может изменять его восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции.

Психоактивные вещества, в том  числе и наркотики, вызывают психическую и физическую зависимость. Они чрезвычайно токсичны для организма и формируют хронические болезни. Человек рожден свободным от патологической зависимости, его выбор, право и ответственность сохранять всегда эту свободу.

Психологическими предпосылками начала употребления психоактивных веществ являются низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, отсутствие навыков решения личностных проблем, неумение противостоять давлению окружающих. Психологические проявления зависимости от психоактивных веществ – усиление негативных эмоций, отрицание наличия проблемы, изоляция.

В общении с детьми родители зачастую, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.

Самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают не слова и нравоучения, а поведение и реальные поступки родителей. Если родители употребляют ПАВ, то и дети скорее всего тоже станут зависимыми от ПАВ.

Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст. Относиться к ребенку нужно так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему.

Рекомендации при общении с детьми

Вы обязаны знать.

  1. С кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.
  2. Кто его лучший друг или подруга.
  3. Чем увлекается, какие у него интересы.

Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок.

  1.  Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.
  2.  Вам лжёт.
  3.  Требует у вас деньги.
  4.  Становится зависимым от алкоголя.
  5.  Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.

Помните: из любой самой трудной ситуации есть выход. Надо только пытаться его найти.

•    Любите своего ребенка и пусть он не усомнится в этом.

•    Принимайте своего ребенка таким, какой он есть – со всеми достоинствами и недостатками.

•    Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

•    Создавайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

•    Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

•    Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

•    Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример.

•    Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

•    Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

•    Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

В настоящее время еще большую актуальность приобрела тема вовлечения в деструктивные группы и экстремистской и других направлений посредством сети Интернет. Доступность компьютерной техники и пользования сетью, к сожалению, добавляет и проблем.

•    возникновение интернет-зависимостей разного рода. Все больше людей вместо живого общения и активного отдыха предпочитают проводить много времени за компьютером, погружаясь в виртуальный мир. А злоупотребления неотвратимо ведут к возникновению психологической зависимости от интернета, что негативно сказывается на нас.

Можно столкнуться с троллингом, когда Вам на хорошем форуме ни с того ни с сего нахамят, оскорбят, унизят (форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении).

•    получили активное развитие такие негативные направления (в том числе преступные), как:

- буллинг (кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.)

- груминг – установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в интернете для его дальнейшей сексуальной эксплуатации. До сих пор в традиционном оффлайновом мире данному типу преступников требовалось потратить несколько месяцев для того, чтобы втереться в доверие к своим жертвам – они даже знакомились с их семьями, дабы не вызывать подозрения. Но благодаря Интернету цепочка сократилась, и все процессы упростились.

 Вовлечение в группы деструктивной направленности: тоталитарные секты религиозной или экстремистской направленности, группы, доводящие до аутоагрессии (суицида), так называемые «группы смерти», которые в настоящее время стали огромной мировой проблемой. Их аудитория – дети, которые после систематического посещения сообществ решаются на самоубийство.

В группах деструктивной направленности происходит разрушение личности человека через разрушение его психики. очень активно используются социальные сети. По статистике, более 30% «страничек смерти» приходятся на социальную сеть «ВКонтакте» (А ведь зарегистрированы в этой социальной сети практически все мы).

Сценарий развития вовлечения примерно одинаковый.

Устанавливается контакт с ребенком. Далее идет погружение в депрессивный контент или приглашение на прикрывающие вербовочные сайты (которые прямо не указывают на свою принадлежность к деструктивной организации, секте, однако вся их деятельность направлена на привлечение новых участников); происходит девальвация (обесценивание) ценностей: семейных, духовно-нравственных, включающих в себя веру, совесть, обязанность и ответственность, различение хорошего и плохого.

Активно формируется определенная информационная среда. Здесь интернет-технологии применяются во всем многообразии. Предлагаются ссылки на сайты разного деструктивного содержания, специально создаются видеоролики, демотиваторы (демотиватор отличается безысходностью и безнадежностью, имеет негативный смысл), рекламные баннеры, рассылается спам, создаются группы. А когда в группе люди уже стали, как кажется подростку (юноше, девушке), «самыми-самыми друзьями», то шансов на спасение из такой группы уже мало.

Так постепенно ребенок втягивается. И втягивается именно как в секту, так, что потом выйти уже практически невозможно. С какой целью это делается? Существуют разные мнения, но они схожи:

- вовлечение в эстремистские организации – для пополнения своих рядов;

- в религиозные деструктивные группы – для вовлечения новых адептов;

- в «группы смерти» - желание «властвовать», извлечение прибыли за счет продажи видео, на которых подростки кончают жизнь самоубийством.

Как же распознать опасную группу?

•    Логотип: знаки богов и ножи

•    Засилье слов на букву «С»

    «Лучшие вещи в жизни с буквой «С»: — Семья суббота секс суицид»

•    Картинки и фото в сером, черном и красном цвете

•    Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах

•    Психоделическая музыка

На вопрос «Контролируют ли родители какие сайты вы посещаете и сколько времени вы проводите в Интернете?» по статистике только 23% ребят ответили утвердительно. А ведь контроль необходим, чтобы вовремя распознать опасность (например, в «группах смерти» подростки проводили в интернете предутреннее время - с 4 до 6 утра)

Вербовщики опираются на возрастные психологические особенности: слабая, неустойчивая психика, повышенная внушаемость, низкая самооценка; неумение взаимодействовать с окружающими + трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон, др.); отсутствие духовного воспитания, недостаточная степень гуманитарного образования).

Психологи выделяют четыре тревожных сигнала, на которые обязательно надо обратить внимание:

•    Ребенок резко становится послушным, но «отрешенным»;

•    У него меняется режим дня;

•    Ребенок вялый и постоянно не высыпается;

•    Активные постоянно повторяющиеся рисунки (киты, бабочки, повторяющиеся цифры).

Признаки готовности

•    Грустные мысли в постах на соцстраничке;

•    Появились на теле увечья (царапины и т.д.);

•    Начинает раздаривать вещи;

•    Открыто заявляет о своей скорой смерти.

 

Источником суицидального риска может стать не только Интернет. Вот замечательная притча: «Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить»

Также и мы с вами должны потратить огромные усилия на профилактику, чтобы предотвратить возникновение суицидальных мыслей, намерений у детей. Чужих детей не бывает…

Самоубийство – это всегда результат аутоагрессивности, т. е. направление агрессии на себя, саморазрушение. Тенденции к аутоагрессивности формируются в детском возрасте. Следует проанализировать реакции ребенка на конфликты, споры и ссоры, возникающие в семье, школе. Не звучат ли при этом у него высказывания следующего содержания: "мне все надоело", "мне надоело жить в таких условиях", "лучше не жить, чем жить так" (эта фраза – особенно острый сигнал и повод для немедленного обращения к психологу, психотерапевту или психиатру).

Особенности поведения – также  предмет внимательного наблюдения  взрослого. А именно: как ребенок реализует свои желания, и в частности те, которые осуществляются с трудом. Если

он пытается при этом нанести себе вред (падает на пол, бьется головой, раздирает кожу на теле и т. п.), то это значит, что в стереотипе поведения преобладают аутоагрессивные тенденции. АНАЛИЗИРУЯ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ РЕБЕНКА, СЛЕДУЕТ ЗАМЕЧАТЬ, НАСКОЛЬКО ОН СКЛОНЕН К САМООБВИНЕНИЮ – ЭТО ПРИЗНАК СФОРМИРОВАННОЙ ЗАНИЖЕННОЙ САМООЦЕНКИ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВОЙ СТУПЕНЬЮ АУТОАГРЕССИИ.

Семейные факторы риска суицидального поведения детей:

-развод родителей;

-смерть близкого человека; конфликты с родителями;

-завышенные ожидания родителей от ребенка;

-отсутствие внимания и заботы со стороны родителей;

-жестокое обращение с ребенком в семье;

-отчужденность в детско-родительских отношениях.

Корень нарушений отношений в семье – неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком: неразвитость или незрелость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением является одним из механизмов развития личностных аномалий.

Отчужденность в детско-родительских отношениях проявляется в следующем:

-в семье нет совместных занятий с ребенком, отсутствуют совместные формы проведения досуга;

-ребенка не привлекают к обсуждению семейных проблем;

-мнение ребенка не учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием;

-не проявляется интереса к досугу ребенка;

-отсутствует доверительный диалог;

-отношения между родителями характеризуются конфликтностью.

Вышеперечисленные семейные факторы риска суицидального поведения детей могут развивать депрессию, которая является причиной большинства суицидов в детском и подростковом возрасте. Следует отметить, что у детей существует особая, "маскированная" депрессия, которая проявляется в прямо противоположном поведении. А именно: прежде спокойный ребенок стал суетливым, взвинченным, развивает бурную, неустанную деятельность; проявляет грубость, агрессию, не уделяет время домашним занятиям, может прогуливать школу, уходить из дома и т. д. Таким образом, нарочито демонстрируемая агрессия – типичная "маска" депрессии у детей и подростков.

Если родители заметили признаки депрессии, необходимо:

НЕМЕДЛЕННО СВЯЗАТЬСЯ С КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ, ИЛИ ПСИХОЛОГОМ ЛИЦЕЯ, ИЛИ УЧИТЕЛЕМ, ИЛИ ОБРАТИТЬСЯ В ЛЮБУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ ПСИХОЛОГО_МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ! ЕСЛИ ВАМ ТРУДНО, МЫ РЯДОМ!

-организовать ребенку щадящий режим дома и в школе;

-попросить педагогов временно снизить учебные требования к ребенку;

-посетить психолога;

-окружить его дома вниманием и заботой, продемонстрировать свою любовь и поддержку;

-побаловать ребенка его любимыми блюдами;

-стараться, чтобы он как можно чаще испытывал чувство удовольствия и радости.

 

Признаки депрессии:

-нарушение сна (бессонница или повышенная сонливость);

-пищевые нарушения (полная потеря аппетита, обжорство, избирательность в еде, к примеру, ест только один продукт или блюдо);

-постоянные беспокойство, тревога; неряшливый вид (при обычной аккуратности ребенка);

-усиление жалоб на плохое самочувствие;

-частые смены настроения;

-отдаление от семьи, друзей, замкнутость;

-раздражительность;

-снижение внимания, рассеянность, невозможность сосредоточиться;

-потеря интереса к любимым занятиям;

-вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;

-резкое снижение успеваемости по всем, даже любимым предметам;

-небрежное исполнение своих обязанностей по дому;

-чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;

-высказывания типа: "У меня все равно не получится", "Я это не смогу".

 

О серьезной опасности говорит сочетание нескольких признаков:

1. Приведение своих дел в порядок – раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

3. Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если  решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

5. Словесные указания или угрозы.

6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.

7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.

8. Бессонница.

 

Что может помочь преодолеть суицидальные мысли у ребенка?

•    Любовь, забота, понимание и принятие родителей. Мало понимать ребенка, нужно принимать его точку зрения, его право быть самим собой и принимать самостоятельные решения. Ребенок — это не собственность, и родители — не хозяева, чтобы диктовать поведение ребенка, принимать за него все решения и т.д. С детства постепенно нужно учить и давать ребенку больше самостоятельности, приучать нести ответственность.

•    Собственный пример. Родители, сталкиваясь с трудностями, должны быть бодрыми, оптимистичными, желающими справиться с любыми трудностями.

•    Литература, кино. Читая вместе с ребенком или рекомендуя ему те или иные книги или фильмы, вы можете помочь ребенку ориентироваться в этом мире: различать добро и зло, ценить жизнь, уметь понимать себя и других. Лучше читать те книги и смотреть те фильмы, где герои, сталкиваясь с трудностями, сохраняют бодрость духа, юмор, предпринимают попытки выхода из ситуации. Очень полезно обсуждать прочитанное и просмотренное вместе, за ужином, за вечерним чаем — пусть это будет доброй традицией.

•    Добрые дела. Ребенок не должен расти эгоистом, он должен понимать, что в мире есть те, кому может быть нужна его помощь. С раннего детства можно приучать ребенка кормить птиц, выносить дворовой собаке воду и косточки, ухаживать за домашними питомцами. Это поможет осознавать свою значимость, ребенок будет знать, что его забота кому-то нужна.

•    Спорт, музыка и другие увлечения. С детства нужно формировать и способствовать появлению у ребенка устойчивых интересов, новых знакомств. Расширяйте кругозор ребенка, посещайте выставки, музеи, экскурсии, смотрите разные передачи — в этом мире ребенок должен найти что-то для себя, то, что будет ему интересно, и то, что будет направлять его дальнейшую жизнь. Если не получилось с музыкой, попробуйте танцы, не получилось с танцами, запишись в бассейн, не вышло с бассейном — в археологический кружок.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ обращение к психологу или медицинскому  специалисту!

 

И в заключение наиболее эффективные рекомендации родителям

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ УСТАНОВОК И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

1.    Обращайте внимание на факты, подтверждающие негативные контакты или стремления ребенка к контактам с лицами деструктивной направленности (интересуется темами, целенаправленно собирает информацию о случаях деструктивных проявлений у других, замечен в "неблагополучной" компании). Так вы сможете своевременно распознать деструктивные тенденции в поведении ребенка.

2.    Проявляйте интерес, осуществляйте контроль активности ребенка в сети Интернет, в социальных сетях. Так вы сможете пресечь негативное воздействие на ребенка со стороны других людей и организаций.

3.    Учите ребенка правилам безопасного поведения (в том числе в сети Интернет). Так вы научите ребенка нести ответственность за собственную безопасность.

4.    Обращайте внимание на характер ваших отношений с ребенком (уровень доверия между вами, удовлетворенность базовых потребностей ребенка). Жестокое отношение к ребенку, игнорирование, сверхоконтроль или попустительство являются факторами риска его психологического здоровья и способствуют развитию у него деструктивных проявлений.

5.     Обращайте внимание на признаки кризисных состояний у ребенка (высокая тревога, напряжение, агрессивность, изоляция, угнетенное или подавленное состояние, повышенная возбудимость). Данные признаки могут быть следствием внутреннего неблагополучия ребенка, страданий или употребления наркотических веществ.

6.    Обращайте внимание на увлечения вашего ребенка, на уровень его досуга (имеет разнообразные конструктивные увлечения, не имеет постоянных увлечений, имеет много свободного времени, которое неизвестно как проводит, имеет деструктивные увлечения (воровство, принадлежность деструктивным молодежным движениям и т.п.); поддерживайте вашего ребенка в самоопределении. Так вы сможете предотвратить деструктивную направленность его личности.

7.    Интересуйтесь делами вашего ребенка, событиями его жизни (с кем дружит, с кем конфликтует, как взаимодействует с учителями и т.д.). Так вы сможете вовремя поддержать его, создадите ощущение его значимости и поможете выбрать конструктивное направление развития.

8.    Обращайте внимание на уровень самооценки, характер самоотношения вашего ребенка (адекватная- завышенная - заниженная; самопринятие - самоуничижение). Чувство ненужности, вины, собственной никчемности вынуждают ребенка использовать деструктивные способы борьбы с неприятными переживаниями.

9.    Показывайте ребенку пример уважительного отношения к себе и другим людям, будьте для своего ребенка авторитетом. Так вы сформируете у ребенка пример правильного поведения.

10.    Учите ребенка критически мыслить, создавайте для него возможность выбора, чтобы он учился принимать самостоятельные решения. В последствии в других ситуациях он сможет проявлять инициативу, быть ответственным, противостоять негативному воздействию со стороны других людей.

11.    Разделяйте ответственность со своим взрослеющим ребенком. Выделяйте ему собственные обязанности и помогайте в тех делах, с которыми он еще не может полностью справиться самостоятельно. Так он научится рационально использовать собственную свободу и силы и приобретет необходимые навыки для самостоятельной жизни.

12.    Формируйте у ребенка мотивацию достижения, мотивацию к учебе, познанию и совершенствованию. Так он выработает внутреннее устойчивое стремление к развитию в противовес саморазрушению.

13.    Поддерживайте ребенка в ситуациях неудачи, помогайте пережить тяжелые чувства (гнева, печали, горя, одиночества, тревоги). Так ребенок научится конструктивно переживать жизненные невзгоды.

14.    Отмечайте резкие изменения в поведении и в состоянии ребенка. Кардинальные изменения могут быть признаком глубокого психического или психологического неблагополучия ребенка. Ряд изменений является следствием взросления вашего ребенка и нуждается в их поддержании и развитии (становится более самостоятельным, общительным, любознательным, больше заявляет о себе и т.д.).

15.    Формируйте у ребенка толерантное отношение к отличиям других людей. Так вы научите ребенка принимать себя и других, предотвратите внутреннее рассогласование и агрессивное отношение к себе и окружающим.

16.    Незамедлительно реагируйте на факты вымогательства, воровства, оскорбления личного достоинства, жестокого обращения как по отношению к вашему ребенку, так и с его стороны. Это поможет предотвратить развитие острых стрессовых состояний у ребенка или формирование у него противоправного деструктивного поведения.

17.    Замечайте обращения -"сигналы" со стороны ребенка. Частые жалобы являются признаком неудовлетворенности важных потребностей или неразрешенной тяжелой ситуации. Так вы сможете предотвратить развитие неблагоприятной или опасной ситуации, сформируете у ребенка внутреннее ощущение того, что его понимают, что он не одинок в своих переживаниях.

18.    Привлекайте ребенка - подростка к совместному труду со взрослыми, к семейному делу. Так ребенок научится ценить собственные усилия, чувствовать собственную значимость, научится занимать себя полезным трудом.

19.    Разговаривайте с ребенком, проясняйте мотивы его поступков ("Зачем ты так сделал?", "А что будет, когда ты это получишь?"). Так вы сможете снизить импульсивное необдуманное поведение ребенка, вызванное внутренним противоречием, поймете потребности ребенка, научите ребенка осознанному поведению.

20.    Обращайте внимание на затяжные конфликты в семье, оградите ребенка от участия в конфликтах взрослых. Ребенок чувствует бессилие в конфликтах взрослых, одновременно испытывая и злость, и любовь к близким. Часто в этом случае он ищет избавления от боли и напряжения в деструктивных действиях (попытки самоубийства, демонстративные проступки, асоциальное поведение, жестокость по отношению к другим).

21.    Создайте ребенку возможность для его полноценного отдыха, труда, личное пространство. Неудовлетворенность базовых потребностей приводит к формированию высокого эмоционального напряжения, снижению психологического здоровья ребенка, снижает ощущение собственной ценности и значимости.

22.    Уделяйте внимание чувствам и состоянию ребенка, если в семье произошло кризисное событие (развод родителей, смерть члена семьи, появление нового члена семьи, несчастный случай , болезнь члена семьи и т.д.). Ребенок не всегда может выразить собственные чувства и справиться с тяжелыми переживаниями. Отсутствие понимания и поддержки приводит к тому, что ребенок ищет помощи у посторонних людей (лидеры деструктивных молодежных движений, сектанты, отрицательные авторитеты)

23.    Если вы испытываете недостаток знаний в понимании поведения вашего ребенка или взаимоотношений с ним, обращайтесь за дополнительной информацией к психологу, социальному педагогу, медицинскому работнику, сотрудниками полиции, КДН. Так вы сможете предотвратить развитие деструктивных форм поведения у ребенка, окажете ему необходимую квалифицированную помощь и поддержку.

24.    Будьте в курсе популярных молодежных течений, субкультур, современных татуировок, аббревиатур, используемых в молодежной среде. Так вы сможете своевременно выявить принадлежность вашего ребенка деструктивным объединениям или деструктивные увлечения, пресечь их негативное влияние на ребенка.

25.    Делитесь с ребенком собственным детским, юношеским опытом преодоления жизненных, учебных трудностей, разочарований в дружбе, любви, поддерживайте в нем веру в благоприятный исход событий, подчеркивайте значимость его переживаний. Так вы поддержите в ребенке веру в его "нормальность", в то, что негативные чувства испытывают все люди и есть конструктивные способы их преодоления.

26.    Вырабатывайте неприязненное отношение у ребенка к деструктивным поступкам других людей, организаций ("это плохо, когда одни люди уничтожают других по признаками пола, расы, увлечений и т.п.", "человек унижающий другого - слабый человек"). Формируйте у ребенка ценностное отношение к жизни, дружбе, добру, взаимопомощи, здоровью, труду. Так вы создадите у ребенка прочную внутреннюю опору.

Education - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.