«ПРОПЕДЕВТИКА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПРОПЕДЕВТИКА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Ольга Константиновна Фатеева,

педагог-психолог МАОУ лицея № 28 г.Таганрога,

e-mail: fateev50_50@mail.ru.

 

PRACTICAL-ORIENTED ADMINISTRATIVE PROJECT  “PROPAEDEUTICS OF ENGINEERING EDUCATION”

 

Olga Fateeva,

pedagogue-psychologist,

lyceum №28 in Taganrog,

e-mail: fateev50_50@mail.ru.

 

Аннотация

Проект представляет собой описание инновационной образовательной модели, обеспечивающейформирование и развитие мотивации обучающихся к изучению на углублённом уровне естественнонаучных дисциплин, занятиям продуктивной конструкторской,изобретательской (инженерной) деятельностью, подготовке к технопредпринимательству.

Проект включает четыре блока:

1. Содержание образования.

2. Методическое сопровождение.

3. Формирование образовательной среды.

4. Мониторинг эффективности реализации проекта.

Инновационная образовательная модель реализуется в Лицее в течение пяти лет. Мониторинг динамических изменений образовательных результатов подтверждает её эффективность:

- положительная динамика количества обучающихся и педагогов - участников, призёров ипобедителей олимпиад и конкурсов различного уровня;

- повышение мотивации обучающихся к выбору профессий, связанных с разработкой и развитием высоких технологий и технопредпринимательством;

- повышение качества обученностиактивных участников проектов различного уровня, более 60% выпускников лицея выбирают продолжение образования в технических ВУЗах по инженерным специальностям;

- содержательное наполнение внеурочной деятельности инженерной направленности;

- создание лицейского сообщества педагогов-исследователей;

- переосмысление концептуальных основ проектной и исследовательской деятельности обучающимися и педагогами.

 

 

 

Ключевые слова

Инновационная образовательная модель, инновационный климат образовательного учреждения, система условий, практико-ориентированный анализ, содержание урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

 

Annotation

The project is the description of innovative educational model providing the forming and the development of students’ motivation for studying Science in advanced level, productive designing engineering activity, techenterprise training.

The project includes four units:

1.Educational contents.

2.Methodical maintenance.

3.Forming of educational setting.

4.Monitoring of project realization’s effectiveness.

 Innovative educational model has been realizing in lyceum during five years. Monitoring of dynamic changes of educational results confirms its effectiveness:

- positive dynamics of  students and teachers’  quantity –  different levels olympiad and contests participators, awardees and winners

- rise of motivation among students for profession choice, connected with high technology and techenterprise design and development

- rise of students’ training standard quality-  active participants of different levels projects, more than 60% of graduates choose the continuation of education in technical universities on engineering specialties

- sapid filling of extracurricular activity in engineering

- formation lyceum community of teachers-researchers

- reconsideration the conceptual base of  project and researching activity by students and teachers  as stipulation development of innovative educational institution.

 

Keywords

innovative educational model, innovative climate in educational institutions, system of conditions, practice-oriented analysis, content of regular and overtime students’ activity.

 

Актуальность проекта  продиктована требованиямизаказчиков (государства, родителей обучающихся, ВУЗов, представителей бизнеса и технопредпринимательства) к выпускнику общеобразовательного учреждения.

Инновационные процессы всех сфер и уровней социума и жизнедеятельности человека- важнейшая характеристика современности.

Первые десятилетия ХХ века были временем расцвета русского инженерного образования:математического, естественнонаучного и технического. Именно тогда в России сформировалась уникальная модель  физико-технического образования.

Научные школы инженерного образования профессоровразличных ВУЗов России А.Ф. Иоффе и С.П. Тимошенко, П.Л. Капица и Н.Н. Семенова,  А.Н. Крылова и А.И. Алиханова, А.Е. Чичибабина и Б.А. Бахметьева обеспечилинеодно поколение специалистов в области российской инженерной практики.Преобразования последних десятилетий в России изменили требования к инженерным кадрам. Современный инженер должен иметь способность к творческому развитию своей деятельности. Основанное на науке творчество должно опережать практический опыти техническое воплощение инженерных разработок.

Подготовка к инженерномутруду предполагаетразвитие интеллектуальной и фундаментальной научной подготовки, формирование способности к технопредпринимательству. Инженерное образование сегодня сталовновь актуальным.

Инновации в экономике, смена технологий, возрастание роли малого и среднегобизнеса, возрастающие требования к базовому образованию инженеров, качеству их интеллектуальных и организационных способностей, универсальности подготовки подтверждают актуальность пропедевтики инженерного образования в общеобразовательном учреждении.

Инновационная деятельность МАОУ лицея № 28 (далее Лицей) направлена на внедрение нового образовательного продукта, содержащего  технологии и наполнение образования.   Результатом инноваций  являются качественные изменения деятельности всех участников образовательного процесса в сфере пропедевтики естественнонаучного, инженерного образования.

Проект позволяет координировать действия организаторов и участников инновационных изменений. В этой связи возрастает важность управленческихрешений, определяющихключевые направления деятельности участников проекта.

 

Цели проекта

1. Формирование изобретательского, технического, творческого мышления, деятельностной инициативы в подготовкеобучающихся к инженерному труду итехнопредпринимательству.

2. Мотивирование обучающихся на выбор профессий, связанных с разработкой и развитием высоких технологий и технопредпринимательством.

 

Задачи

1. Изучение нормативно-правовой базы развития инноваций в образовательном учреждении в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Изучение потребностей обучающихся, их родителей, педагогов,ВУЗов и Лицея в инновационном развитии образования.

3. Проектирование инновационных систем Лицея.

4. Развитие материально-технической базы Лицея, обеспечивающей инновационное образовательное пространство.

5. Формирование ценностно-смысловых ориентиров педагоговЛицея для успешной реализации проекта «Пропедевтика инженерного образования».

6. Расширение сетевого взаимодействия и социального образовательного практико-направленногопартнёрства.

 

Стратегия и механизмы реализации проектапредставляют собой интегративную систему  взаимосвязанных блоков:

- организационно-управленческого (блок разработки нормативно-правовой базы инновационного направления в образовании);

- проблемного анализа деятельности Лицея как системы;

- концептуально-прогностического;

- проективно-конструктивного (построение модели реализации инновационного направления образовательной деятельности и научно-методическое обеспечение ее реализации);

- мониторинга реализации инновационного направления образовательной  деятельности в Лицее (рефлексивно-оценочный этап).

Источником идей развития Лицея являются: социальный заказ (потребности всех участников образовательного процесса), нормативно-правовая база образования; достижения психолого-педагогической науки, информационные образовательные системы.

Инновационные преобразования являются неотъемлемой частью работы педагогического коллектива.

Основными субъектами инновационного процесса являются лидер-новатор, педагоги, готовые к инновационным изменениям.

Инновационный климат -образовательная среда, в которой специалист чувствует себя свободным, мотивированным, готовым к творчеству.

 

Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий

Интегративным результатом реализации проекта является создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной поставленным целям.  Созданные в Лицее условия:

  • соответствуют требованиям ФГОС;
  • обеспечивают достижение планируемых результатов и реализацию образовательных программ;
  • учитывают особенности образовательных целей Лицея, его организационную структуру, образовательныезапросы участников;
  • предоставляют возможность сетевого взаимодействия с социальными партнерами, использования их ресурсов.

Система условий реализации проекта - результат проведенной в ходе разработки модели комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы:

- анализа имеющихся в Лицее условий и ресурсов реализации инновационных проектов;

- разработки механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;

- разработки механизмов мониторинга реализации проекта.

 

Комментарий

Педагогический коллектив Лицея основной целью считает развитие естественнонаучного направления в образовательном процессе, углубленное изучение ряда учебных дисциплин естественного цикла и, как следствие, формирование инженерного, изобретательского, творческого мышления, деятельностной инициативы и т.д.

Пропедевтика инженерного образования реализуется в Лицее через:

- урочную предметно-групповую форму образования по технологии индивидуальных учебных планов;

- внеурочную предметную деятельность;

- самостоятельную практико-направленную образовательную  деятельность лицеистов.

Одним из основных факторов, влияющих на успешность реализации  проекта, является участие педагогов и обучающихся в событиях Школьной Лиги РОСНАНО.

Если рассматривать название проекта как цель деятельности педагогического коллектива, то при условии, что цель - это желаемый результат, она  должна быть диагностируема и достижима в запланированный период времени. Как она достигается?

Мы выделяем 4блока, составляющих направление - «Пропедевтика инженерного образования»в Лицее.

 

1 блок - Содержание образования

Урочная деятельность

Содержание образования в Лицее дополняется рядом пропедевтических, элективных, предпрофильныхи профильных курсов по учебным дисциплинам естественного цикла. Значительную роль в организации образования играют учебные исследования и реконструкции научных открытий, используемые педагогами в урочной и внеурочной деятельности.

Технология «Учебные исследования в подростковой и старшей школе»реализуется в Лицее в 5 – 11-х классах       в двух форматах:

- на уроках с соответствующими целями и содержанием;

- во внеурочной деятельности по предмету в процессе подготовки к конкурсам и научно-практическим конференциям различного уровня.

К образовательным задачам, реализуемым в рамках этой технологии, относим:

- социализацию обучающихся и реализацию практико-ориентированного образования в Лицее;

- развитие способности к исследовательскому типудеятельности, 

активизации личностной позиции обучающегося на основе приобретения новых знаний;

- формирование культуры учебного исследования у педагогов и обучающихся;

- обретение позиции заинтересованного участия,формировании самоуправляющих механизмов в познавательной деятельности;

- развитие коммуникативных качеств, командного сотрудничества.

Учителя физики, биологии, химии реализуют технологию

Учителя других учебных дисциплин используют технологиюво внеурочной деятельности и при подготовке к общелицейской научно-практической конференции. Особый интерес у коллег вызывает технология организации и проведения исследовательских заданий, как способа освоения нового учебного материала. Деятельность эта одинаково полезна для развития ученика и профессионального роста учителя.

Опыт работы позволяет утверждать, что наиболее эффективна исследовательская деятельность  при подготовке обучающихся к выбору учебных дисциплин индивидуального учебного плана, когда обучающиеся выстраивают свою образовательную профессионально ориентированную траекторию.

 

Внеурочная деятельность

Лицей формирует инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, способствующую удовлетворению запросов участников образовательного процесса, в том числе их личных образовательных потребностей. В зависимости от своих интересов обучающийся формирует индивидуальный план внеурочнойдеятельности.

Формы внеурочной деятельности в Лицее:

- исследовательские и технологические проекты;

- конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры;

- научно-исследовательские конференции различного уровня;

- олимпиады;

- проекты, реализуемые в рамках урока;

- предметные недели;

- музейные и библиотечные уроки.

Образовательные программы Лицея включают в себя все предложенные Школьной Лигой программы:

- Стратегии смыслового чтения и работы с текстом;

- Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- Развитие ИКТ-компетентности ученика и другие.

Наиболее интересны педагогам курсы технического и естественнонаучного профилей. Педагоги Лицея на основе предложенных программ разработали и свои, позволяющие повысить мотивацию лицеистов к овладению инженерными, конструкторскими, изобретательскими навыками:

- Я - исследователь;

- Робототехника;

- Экономика. Экономические аспекты изобретательской и технопредпринимательской деятельности и другие.

Учебные занятия способствуют развитию конструкторских, инженерных и общенаучных навыков, помогают по-другому посмотреть на изучение естественных наук, информационных технологий и математики, обеспечивают вовлечение обучающихся в научно-техническое творчество.

Расширяется взаимодействие с ВУЗами: Инженерно-технологической академией Южного федерального университета (ИТА ЮФУ), Таганрогским филиалом Донского государственного  технического университета, Таганрогского института управления и экономики и других.

Обязательно участие во Всероссийской олимпиаде школьников, Всероссийских интеллектуальных программах, олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня. Лицейская составляющая образовательного процесса подкреплена участием обучающихся  в Федеральных программах и проектах «Лифт в будущее»,  «Шаг в будущее», Всероссийские естественнонаучные турниры и конкурсы (ТЮЕ и ScienceGame, Молодые интеллектуалы России). Приветствуются практико-направленные проекты.

ВЛицее работает Научное общество «Спектр».  Ежегодно проводится  научно-практическая конференция, на которой лицеистыпредставляют своипроекты.Три года назад появилась идея организации «Бюро открытий и изобретений». Теперь в рамках общелицейской  конференции работают продавцы готовых проектов, патентологи, проверяющие уникальность предложенных изобретений, новизну и реалистичность проектов, и покупатели-бизнесмены, покупающиепроектыдля реализации. Тематика работ разнообразная, но есть условие, проект должен представлять интерес для социума, направлен  на сохранение здоровья,  оказание действенной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья или существенное снижение стоимости существующего технического решения актуальной проблемы.

Одним из направлений инновационной деятельности в рамках сотрудничества со Школьной Лигой РОСНАНО является разработка и реализация эффективных форм взаимодействия школ с высокотехнологичными предприятиями.  В области образования и профессиональной ориентации Лицей сотрудничает с производственной базой кафедры Нанотехнологий и микросистемной техники (НТ МСТ)  Института нанотехнологий, электроники и приборостроения Инженерно-технологической академии Южногофедеральногоуниверситета в г. Таганроге (далее ИТА ЮФУ);Многофункциональным сверхвысоковакуумнымнанотехнологическим комплексом НАНОФАБ НТК-9. Разработан и реализуется план занятий старшеклассников в Научно-образовательном центре (НОЦ) «Нанотехнологии» ЮФУ и центре коллективного пользования (ЦКП) «Нанотехнологии».

На договорной основе с Институтом управления экономическими системами, Институтом компьютерных технологий и информационной безопасности  ИТА ЮФУосуществляется учебно-практическая деятельность обучающихся Лицея.

        Кроме практической деятельности проводится работа по профориентации, пропедевтике инженерного образования, привлечения выпускников лицея к поступлению в ИТА ЮФУ на инженерные специальности.

Договор с ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» (далее - ТАНТК) включает работу по ознакомлению с производственной базой предприятия, историей самолётостроения, учреждениями среднего и высшего образования, где можно получить профессии, необходимые на авиационном производстве.

Обучающихся 7- 11-х классов знакомят с инженерными специальностями, работой конструкторов и строителей самолётов. Лицеисты  посещают конструкторское бюро, стенд испытания двигателей, производственные цеха.

        

        2 блок - Методическое сопровождение

Успех инноваций и достижений обеспечивает педагогический коллектив. Новые задачи требуют новых компетентностей учителей и управленцев.

Постановка конкретных целей повышения квалификации в области преподавания учебной дисциплины, постижение основ исследовательской и проектной деятельности как формы организации учения, освоение современных средств управления и анализа деятельности  позволили  включить в инновационные процессы  всех педагогов. Это способствует развитию навыков управления собственной деятельностью,повышению профессионального мастерства.

        Учителяопределили для себя основные виды учебных исследований, изучили методику проведения исследовательских заданий, определили целесообразность их использования в образовательном процессе, сформулировали основные требования к отбору учебного материала для исследовательских заданий на уроке, изучили возможности использования творческой лаборатории,лаборатории SensorLab в исследовательских заданиях.

        На ежегодной учительской научно-методической конференции педагоги представляют опыт работы, проводят семинары-практикумы, принимают участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. региональном конкурсе «Учитель профильной школы»).

Кадровый потенциал составляют:

- педагоги, эффективно использующие материально-технические, информационно-методические и иные ресурсы, управляющие процессом личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития обучающихся и процессом собственного профессионального развития;

- педагоги-психологи, деятельность которых определяется потребностями создания психологически безопасной образовательной среды, проектирования зоны ближайшего развития, установления реальной картины и проблем личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития обучающихся, психологического обеспечения инновационной деятельности по достижению высоких результатоввсех субъектов образования;

- менеджеры образования, ориентированные на формирование  системы ресурсного обеспечения реализации инновационных проектов, управляющие образованием, генерирующие, воспринимающие и транслирующие инновационные образовательные идеи и опыт.

 

        3 блок - Формирование образовательной среды

Лицей является Муниципальным методическим ресурсным центром в статусе областной экспериментальной площадки (Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 27.11.2014г. № 731).

Информационно-технологическое обеспечение Лицея соответствует требованиям к инновационному образовательному учреждению и включает:

- оборудование для проведения уроков, самоподготовки, факультативных и  индивидуальных занятий;

- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

- компьютерные и информационно-коммуникативные средства;

- технические средства обучения;

- электронныеучебники, учебные пособия и материалы;

- доступ к сети Интернет.

 

4 блок - Мониторинг эффективности реализации проекта

Психолого-педагогическая служба, административная группа, линейные управленцы отмечают рост познавательной активности обучающихся, формирование исследовательских способностей, умения видеть учебные проблемы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, работать с парадоксами, наблюдать, экспериментировать, высказывать суждения, делать умозаключения, оценивать идеи.

Критериями оценки инновационных процессов в Лицее являются динамика мотивации и образовательногорезультата обучающихся и педагогов.

Исследования были направлены на выявление динамики

- образовательной значимости, степени влияния инновации на развитие, образование и воспитание личности;

- общественной значимости воздействия инновации на развитие системы образования Лицея;

- практической значимости инновационных процессов;

- реалистичности инновации и управляемости инновационных процессов;

- зависимости результата реализации проекта от эффективности социального партнёрства, в том числе со Школьной Лигой РОСНАНО - идеологической, методической и практической основой построения и развития инновационного научно-исследовательского образовательного пространства Лицея, системы работы, направленной на пропедевтику инженерного образования.

Результаты проведённых исследований отражают положительную динамику мотивации и результатов образовательной деятельности обучающихся и педагогов.

 

Эффекты реализации проекта

1.Устойчивый рост количества обучающихся и педагогов - участников,призёров и победителей проектов различного уровня.

2.Повышение значений качества обученности активных участниковпроектов различного уровня. Более 60% выпускников Лицея продолжают образование в технических ВУЗах по инженерным специальностям.

3.Содержательное наполнение внеурочной деятельности инженерной направленности.

4.Создание лицейского сообщества педагогов-исследователей.

5.Переосмысление концептуальных основ проектной и исследовательской деятельности обучающихся и педагогов как условие развития Лицея.

 

Перспективы развития проекта

Расширение социального партнёрства в реализации проекта «Пропедевтика инженерного образования» в Лицее.

Проект может быть реализован  в условиях современного образовательного учреждения, стремящегося к обновлению содержания образования.

 

Источники 

  1. Д.Л. Сапрыкин, руководитель Центра исследований научно-

образовательной политики ИИЕТ РАН им. С.И. Вавилова. Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы. Журнал Высшее образование в России, № 1 2012г, стр.125.

  1. И.С. Богомолова, С.В. Гриненко, Е.С. Едалова, Е.К. Задорожняя,

Ю.В. Развадовская, Т.В. Седова, А.Ю. Федотова, А.В. Ханина, И.К. Шевченко. Инновационный и проектный менеджмент. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону / Изд-во ЮФУ, 2014. - 181 с.

 

 

Education - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.